Каждый порядочный ирландский род должен, безусловно, пользоваться покровительством женщины из-за Холма (или из-под Холма, что, в сущности, одно и то же). Потому что если род этого покровительства лишен – то какой же он, в самом деле, порядочный? Баньши – фея-плакальщица, существо из ирландского и шотландского фольклора. Слово происходит от староирландского ben síde, в современном ирландском звучит как bean sídhe или bean sí (bean – женщина, sídhe – сиды или фейри). То есть женщина-сид. Фея. Эльфийка, если угодно. Если личное имя и известно, то за пределами рода его распространять ни к чему. Для посторонних она – беан ши, и точка.
Беан ши следит за многим: за рождением младенцев и воспитанием юношей, за домашним очагом и за тем, чтобы конь не запалился, а копье не сломалось. Она – то мудрая мать, то старшая сестра. Если ирландец умирает, женщины его рода собираются оплакать его. И среди них – беан ши. В последние минуты она является в траурных белых одеждах, чтобы расчесать волосы умирающего своим серебряным гребнем и оросить лицо слезами, а затем отходит в сторону и вместе с прочими женщинами поет отпевальную. Эта песня называется каойнеад.
Когда при смерти лежит великий человек, беан ши собирает своих подруг оплакать его. Тогда можно увидеть нескольких беан ши одновременно – чаще всего трех.
Как вы, безусловно, догадались, сходство между словами “беан ши” и “баньши” далеко не случайно. Но путь от прекрасной покровительницы кельтской семьи до убивающего своим голосом злобного призрака не близок…
Подвело беан ши ее предвидение. Дело в том, что смерть и ныне нередко подкрадывается незаметно, а в те годы человек был еще более внезапно смертен. И первой узнавала беан ши – ей положено. Как тут не призадуматься: а не стал ли погребальный плач колдуньи из-под Холма причиной гибели?
Дурной репутации прибавили плакальщицам и некрасивые выходки богинь. Так, например, зловещая Морриган повстречалась перед последним боем прославленному герою Кухулину – она отмывала в ручье его окровавленные доспехи и пела каойнеад. Кухулин понял, что бой этот – для него последний, и стало так; а вы смогли бы с таким знанием победить в сражении?
Если ирландцы все же сохранили о беан ши добрую память, то шотландцы (они именовали плакальщиц беан нигх или беан шитх) пришли к выводу, что плакальщица приходит непосредственно из мира умерших, чтобы напророчить смерть тому, кому бы еще жить да жить. При этом опять-таки нередко поминается стирка окровавленной одежды или савана (”беан нигх” означает “стирающая женщина”), что заставляет заподозрить козни Морриган… Из прекрасной девушки беан шитх постепенно превращается в чудище: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди. Конечно, такой “красавице” белое уже не к лицу; шотландские плакальщицы ходят в зеленом. Некоторые оспаривают загробную сущность беан нигх – дескать, она “всего лишь” сродни чудищу-карге.
Ну а англичане переделали кельтскую фею в баньши и окончательно удостоверились: погребальный плач – именно причина смерти, а не оплакивание свершившегося. Если вы слышите ее голос – умрет или кто-то из вашей семьи, или, уж не обессудьте, вы сами. Как-либо отомстить баньши за такой “подарок” не представляется возможным – во-первых, она призрак и потому бесплотна, во-вторых, серебра не боится (помните ее серебряный гребень?), а молитва… что молитва? Будь вы добрым христианином, вы бы никогда ее не увидели. Так что в ваших устах святые слова силы против баньши иметь не будут.
Итак, подчинившись суровой молве, баньши по всей Британии (кроме, быть может, Ирландии) перестали оплакивать и начали насылать смерть напрямую. Работало это примерно так: стоит тому, кто попал под “предсказание”, оказаться в опасности, как ситуация разрешалась наихудшим из возможных способов. Например, конь неожиданно встал на дыбы – всадник падает и ломает шею, пустячная царапина приводит к заражению крови, от искорки вмиг сгорает дом, сторожевой пес ни с того ни с сего оказывается бешеным…
Если раньше песнь баньши описывали как мелодичную и невыразимо печальную, то теперь она становится то стоном – таким, что услыхавший не перестает трястись как в лихорадке до самого своего печального конца, – то душераздирающим воем, от которого недолго и отдать концы прямо на месте. При этом чаще всего оказывается, что стон баньши слышит только тот, кому он адресован, и никто более. Ах да, еще кошки, но для них он безвреден.
В наши дни более всего популярна именно эта последняя версия: стон (скорее даже – вопль) баньши настолько пронзителен и отвратителен, что слышащие его умирают на месте. Конечно, это магия, а не просто акустическое свойство (можно даже конкретизировать – некромантия), но, как ни странно, если потенциальная жертва успела заткнуть уши достаточно толстой пробкой, то у нее есть шанс избежать своей участи.
Появились и определенные теории на тему того, откуда баньши берутся. Самая популярная версия – это дух умершей эльфийки, причем обладавшей при жизни настолько подлым нравом, что угомониться она в принципе не может. Как устранить? Никак. Через некоторое время все равно возродится.
Есть и другая гипотеза: дескать, баньши – это эльфийка, фея, а может, и человеческая женщина, умершая родами в результате какого-то фантастического небрежения со стороны мужа. Это, с одной стороны, объясняет пронзительность ее голоса, а с другой – ее действия; считается, что баньши стократ более охотно причиняет смерть мужчинам, нежели женщинам. В этом случае она утихомирится, если самолично покончит с бывшим мужем; а если тот ухитрится помереть своей смертью – все, она будет гоняться за мужчинами вечно.
Согласно третьей версии, это волшебница (или опять-таки эльфийка), чью могилу разорили и поставили на ее месте… тут мнения расходятся – то ли кабак, то ли вообще публичный дом. Подлететь к кабаку и устроить его завсегдатаям концерт по заявкам баньши не может, и сровнять помещение с землей следует живым.
Какую версию ни прими, из нее следует, что обычное, так сказать, физическое устранение баньши будет недолгим (если вообще удастся). Максимум через год, а скорее всего – в ближайшее полнолуние дух снова выпорхнет из-под земли, и мало никому не покажется. При этом даже на пару дней упокоить ее может лишь истинный святой, которому совершенно случайно довелось оказаться поблизости от жертвы баньши – или, быть может, чародей, но в последнем случае рецепты тщательно охраняются.
Так что лучше живите праведно. К добрым христианам баньши не приближаются и песен им не поют.
В современных компьютерных играх образ баньши приобрел крайне негативную окраску; в целом баньши там характеризуются как достаточно уродливые призрачные сущности, обладающие целым рядом умений, которые (согласно мифологии) им вообще были несвойственны, в частности, способность приносить смерть только воплем (англ. keening). Изначальное предназначение баньши – не приносить смерть слышащему, а констатировать скорую смерть члену семьи (клана) слышащего.
Статья из серии проекта “Картотека”©